Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа по логоритмике социально - гуманитарной направленности БМАДОУ Детский сад № 1

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка ..................................................................................................................................................................................... 3
1.2. Актуальность программы................................................................................................................................................................................. 3
1.3. Цели и задачи ..................................................................................................................................................................................................... 4
1.4. Принципы и подходы, положенные в основу программы ...........................................................................................................................5
1.5. Планируемые результаты освоения программы по возрастным группам ............................................................................................... 7
2.
Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности................................................................................................................................................. 7
2.2. Модель логопедической ритмики.................................................................................................................................................................... 8
2.3. Задачи воздействия на детей средствами логопедической ритмики ........................................................................................................ 11
2.4. Характеристика разделов занятий по логопедической ритмике ................................................................................................................12
2.5. Структура занятий.............................................................................................................................................................................................. 14
2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников ................................................................................................................................................... 14
3.
Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы ................................................................................................................. 15
3.2. Кадровые условия................................................................................................................................................................................................ 15
3.3. Оценочный материал… .......................................................................................................................................................................................19
3.4. Перечень литературных источников ................................................................................................................................................................ 21
4.
Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация дополнительной программы......................................................................................................................................... 22

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Для развития речи и ее коррекции часто
используют логоритмику. Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слово.
Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими
проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.
Движение под музыку – любимое занятие малышей. Еще не научившись говорить, ребенок чувствует ритм, эмоционально откликается на
звучание веселой мелодии. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать
стихотворения, понимать музыкальные произведения. То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе,
он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
Поэтому приобщение детей дошкольного возраста к логоритмике – одно из наиболее полезных и приятных занятий.
На первых порах важно научить ребенка согласовывать свои движения с музыкой, двигаться в соответствии с началом и окончанием ее
звучания, выражать игровой образ, передавать в движениях темп, динамику, регистр и другие средства выразительности. Это возможно при
условии подбора доступных, ярких, образных, побуждающих к движению музыкальных произведений. В данной программе используются как
уже знакомые мелодии, которые успешно использовались в практике педагогов на протяжении многих лет, так и современный музыкальный
материал.
Время не стоит на месте, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей , явлений
окружающей жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу новое, свежее. Разработка репертуара — это бесконечный
процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его
разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей.
Содержание данной рабочей программы для детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС ДО и отражает
основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №237, ФГОС
ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г., с основной общеобразовательной программой –
образовательной программой дошкольного образования.
1.2. Актуальность программы.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Обучение по программе «Логоритмика» осуществляется с
помощью простых, но вместе с тем разнообразных движений (имитационных, танцевальных, общеразвивающих и т.д.), нетрадиционных видов
упражнений (игропластики, партерной и музыкально-игровой гимнастики, пальчиковой гимнастики, самомассажа, детского игрового фольклора,
музыкально-подвижных игр, игр-путешествий). Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает
процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию речи ребенка, устранению
речевых нарушений, а также развивает мышление, воображение и творческие способности дошкольников.
3

Обучаясь по этой программе, у детей улучшится звукопроизношение, сформируется чувство ритма. Одновременно ребята смогут развить
правильное дыхание, артикуляцию, внимание, слух и память. А в сочетании с музыкой занятия логоритмикой помогут сформировать
правильную осанку, пластику рук, грацию и выразительность, научат основам этикета и грамотной манере поведения в обществе.
Используемый музыкальный репертуар, прошедший длительный отбор, безусловно, оказывает положительное воздействие на здоровье
детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в
соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят
развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно
выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими коммуникативными качествами, на занятиях дети научатся
чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
1.3. Цель и задачи программы.

Цель программы - развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.
Задачи программы:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
4

- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
1.4. Принципы и подходы, положенные в основу программы:

- принцип наглядности, показ физических упражнений, образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений;
- принцип доступности, обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень
подготовленности ребенка, соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся;
- принцип последовательности систематичности, регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений,
усложнение техники их исполнения;
- принцип индивидуальности, обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Осуществляется этот принцип, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка;
- принцип сознательности, способствует осмыслению пользы упражнений, потребности их выполнения в домашних условиях.
- принцип - развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий
(многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе -тренирующих
воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере
роста функциональных возможностей организма).
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения по программе «Логоритмика», овладение детьми
элементарными навыками и умениями.
Методологические подходы к формированию Программы:
- личностно-развивающий подход, который предусматривает организацию образовательной деятельности с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание
условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности
личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание
педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личнос тного подхода к
воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим п о
целям, содержанию и формам организации;
- организация воспитательного процесса основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем
равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
- воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
- воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его
преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на

5

основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности»
(В.А. Сластенин);
- личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и обучения как с позиции педагога, так и с позиции
ребенка. Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие руководства, формула которого у М. Монтессори
определена как «Помоги мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагог видит свою миссию в том, чтобы пом очь
обучающимся стать людьми: любознательными и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими, коммуникативными,
непредубежденными и обладающими широким кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов, разносторонними,
размышляющими и способными к рефлексии;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор
методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем ра звития
способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического
благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов,
интересов и прочее), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода
составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов
воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободны м от
стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания;
- проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного
представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет
способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В та ком виде
образовательная программа содержит ведущую цель и подцели (задачи), конкретизирующие образовательную деятельность дошкольного
образовательного учреждения по основным направлениям (которые оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного подхода является
проектирование и реализация деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между
возможностями образовательной организации, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребенка.
1.5. Планируемые результаты освоения программы по возрастным группам:
Первый год обучения (ранний возраст – 3-4 года). Дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений; учатся
передавать простейшие игровые действия (язык жестов); обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения: притопы правой
ногой и поочередно каждой, «фонарики», пружинку и др.
Второй год обучения (младший возраст – 4-5 лет). Дети учатся передвигаться по залу и приобретают определенный «запас» движений в
общеразвивающих упражнениях; демонстрируют хорошую осанку, координацию движений; учатся основным ритмическим и двигательным
движениям по программе этого года обучения; умеют исполнять соответствующие их возрасту танцы и комплексы упражнений под музыку.

6

Третий год обучения (средний возраст – 5-6 лет). Дети проявляют самостоятельность при исполнении ритмических и двигательных
движений; передают в играх, упражнениях характер произведения; переходят из пассивного слушателя в активного участника, выраж ая разные
эмоции в речи и движениях (удивление, радость, негодование, сочувствие); владеют достаточным словарным запасом. Именно в 4-х летнем
возрасте у ребёнка появляется физиологическая потребность в знаниях всего, что его окружает.
Четвёртый год обучения (старший возраст – 6-7 лет). Дети ориентируются в пространстве, двигаются в заданном направлении,
перестраиваются в колонны и шеренги, выполняют различные виды ходьбы и бега; способны правильно выполнять артикуляции звуков
отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; стараются
произносить все звуки родного языка; формируется модуляция голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное
речевое и физиологическое дыхание, умение правильно брать дыхание во время пения.
Главный ожидаемый результат: основным показателем успешности развития является эмоциональность поведения детей, их желание
заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении упражнений и точности исполнении движений (по показу взрослого и
самостоятельно)
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности

Программа представляет собой комплексную систему и методику для детей от 2 до 7 лет, включающую в себя средства логопедического,
музыкально-ритмического и физического воспитания. Подобранный материал объединен в циклы по принципу возрастания сложности и
разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой и крупн ой
моторики и др.
Репертуар, составляющий основу данной программы, систематизирован в строгой методической последовательности и адаптирован для
работы с детьми раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Содержание программы, практический материал могут
варьироваться с учетом условий ее использования и являться формой активной терапии, включающей в себя здоровьесберегающие технологии,
служить эмоциональным звеном логопедической коррекции.
И главное - это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном
отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого
материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут
завуалированы.
2.2. Модель логопедической ритмики для детей дошкольного возраста.
Модель логопедической ритмики подразумевает всестороннее воздействие на личность и организм в целом. Приоритетные направления в
работе с детьми: развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных и творческих способностей средствами логопедической ритмики.
Залогом успешного развития психических процессов и творческих способностей является полноценное восприятие. У значительной ча сти детей,
страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы.

7

Музыка как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать
и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные
представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.
Любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение – мимику, жест, внутреннее действие. Это
обязательное двигательное окончание каждого эмоционального акта является психофизиологической константой.
В данной программе процесс обучения строится на «методе физических действий» для того, чтобы посредством движений, физических
действий вызвать к жизни подлинные эмоции, эмоциональные состояния.
Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем движений является «темпо-ритм», а у каждого ребенка (его состояния,
переживания) - он свой. И этот путь от эмоции к движению - прямой, следовательно, проблема коррекции эмоционально-волевой сферы может
быть решена с помощью подбора соответствующей системы движений.
Таким образом, формирование чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач.
Необходима регулярность и систематичность в работе над ритмом, которая проводится в несколько этапов:
1 этап - моторная заразительность.
2 этап - способность к восприятию ритма (на неречевом, а затем и речевом материале).
3 этап - восприятие ритма в движении.
4 этап - способность к ретенции ритма (сохранению его в памяти).
Поэтому, в логопедической ритмике очень важен метод ритмического воспитания, в котором большую ценность представляет
ритмизирование себя на уровне подсознания. В этом ведущая роль принадлежит музыке, которая своим ритмом передает мозгу впечатления,
проходящие во всем теле и производящие эмоции. Музыкальное сопровождение помогает пространственно-временной организации движений,
они приобретают плавность, большую точность, выразительность.
Художественно-образное восприятие носит эмоционально-насыщенный характер и тесно вязано с речевым развитием дошкольника.
Музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи. Это более важная
функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем
фонетическое строение. Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает, хотя и
искаженно, но музыкально правильно. Слово в сочетании с музыкой организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, активизир уют
познавательную деятельность. В свою очередь, движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова,
осмыслить его. Контрастность и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства у движения, а обогащенное музыкой движени е
становится своеобразным средством выражения художественных образов.
Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и
овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе, речевыми.
С первого года жизни ребенок встречается с многочисленными формами ритмических действий и сам принимает участие в них (шагает,
прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов и пением). В игре ребенок бессознательно использует основные
8

ритмические величины (четверти, восьмые). Для детей с общим недоразвитием речи характерны трудности воспроизведения ритмической
структуры, в том числе, слов, стихотворных текстов. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровожд ающих
ритмичных движений. Специальные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз благотворно влияют и на
состояние речевой моторики.
К наиболее эффективным приемам работы по логопедической ритмике следует отнести начертание «ритмо-схем» - графических
рисунков, где длительности выстраиваются в определенных комбинациях на одной строке, и передаются детьми с помощью простукивания,
прохлопывания метроритмических структур. Ритмо-схемы дают конкретное представление о метроритмическом узоре. Хлопки, отстукивание
сопровождают мысленное произнесение текстов детьми и позволяют педагогу контролировать правильность воспроизведения ритмического
рисунка.
Тактильно-кинестетическое восприятие наряду с художественно-образным оказывает сильное эмоциональное воздействие. Для получения
простых непосредственных эмоций рука как орган осязания имеет преимущества даже по сравнению со зрением и слухом. Поэтому, на занятиях
логоритмикой, повышенное внимание уделяется используемому игровому оснащению. Работа с материалами, различными по фактуре, дает
дополнительные возможности для сенсорной стимуляции, поэтому на занятиях дети играют с кубиками, камешками, ракушками, шишкам и,
палочкам, колечками, и другими предметами из искусственных и природных материалов. Кроме того, предметы игровой деятельно сти являются
для ребенка важными «партнерами» коммуникации и обеспечивают необходимую степень его «открытости» в совместной работе с педагогом.
Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи,
заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и
осознание ребенком действительности, закладка важнейших зерен творческого отношения к ней. Программа занятий включает значительное
количество игр, направленных на создание особой реальности, отличающейся богатством наблюдений и яркой эмоциональностью.
С помощью предлагаемой данной модели воздействия на дошкольников с ОНР средствами логопедической ритмики, в игровой,
недирективной форме активизируются все виды восприятия, памяти. Педагогическое воздействие основывается на мнестической спосо бности,
которая является базой для формирования подражательности (подражания) и исполнительства. Активное усвоение детьми знаний, навыков
художественного восприятия и исполнения является тем необходимым опытом, при котором возможно творческое самовыражение.
Исполнительство первично подразумевает реализацию чужой воли для приобретения умений и навыков, необходимых на этапе
самостоятельного творчества. Показатель сформированности двигательных навыков - отсутствие напряженности в выполняемых действиях.
Исполнительство рассматривается как выполнение определенных заданий. Следовательно, оно может быть оценено либо как адекватно е
заданию, либо неадекватное. Если в результате воздействия педагога исполнительство становится адекватным, то возможно установ ление шкалы
оценки исполнительства (по степени адекватности):
 исполнительство неадекватно;
 скорее адекватно, чем не адекватно;
 полностью адекватно.
Помощь взрослого необходима для превращения неадекватного исполнительства в адекватное. Задача педагога состоит в том, чтобы перевести
9

исполнительство с низкого уровня на более высокий.
Овладев способами выражения мыслей и эмоций, дети стремятся к самостоятельной, творческой деятельности – созданию субъективно
нового, значимого для ребенка продукта (рисунка, рассказа, танца, песенки, игры).
Творчество, как вид деятельности, обладает двумя существенными характеристиками: оно всегда новое, всегда свое. При этом новое не
является новым от начала до конца, это новая структура известных элементов. Воображение и фантазия берут лишь то, что есть в памяти, а
чувство новизны необходимо для правильного мышления.
Творчеством считается и сам процесс поиска путей решения изобразительной, игровой или музыкально-двигательной задачи. Поэтому в
занятиях большое место отводится целенаправленной работе по стимулированию детей к фантазированию, проявлению инициативы, при нятию
нестандартных игровых решений.
Таким образом, оценке подлежит самостоятельность проявления творчества. При этом можно выделить следующие степени
самостоятельности проявления творчества:
 самая низкая ступень – отсутствие творческого начала, стремление к подражанию и копированию;
 слабовыраженный творческий потенциал, неадекватная переработка задания;
 творчество, как органический процесс.
2.3. Задачи воздействия на детей средствами логопедической ритмики
Первый год обучения:
Формирование чувства темпа – восприятия равномерной последовательности одинаковой длительности.
Развитие мышечного ощущения направления движения.
Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания.
Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием. Исполнительство и творчество еще не выделились в
самостоятельные виды деятельности.
5. Расширение пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.
Второй год обучения:
1.
2.
3.
4.

6. Развитие ощущения ритмического стиля – чувства акцента, чередующихся ударений.
7. Формирование навыка осознанного восприятия пространства.
8. Постепенное отделение исполнительства от подражания.
9. Стимуляция творческой активности.
10. Продолжение расширения понимания грамматических форм слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной
моторики, создание артикуляционной базы звуков.
Третий год обучения:
11. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.
10

12. Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности.
13. Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой
моторики.
Четвертый год обучения:
14. Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления.
15. Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений.
16. Преобразование исполнения в многоуровневый акт деятельности.
17. Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром.
18. Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях
общения.
Таким образам, на занятиях по логопедической ритмике осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных
представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, формирование осознания собственных эмоций,
развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы.
2.4. Характеристика разделов занятий по логопедической ритмике.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у дошкольников на
занятиях логоритмикой используется: музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения (дыхательноартикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры и
упражнения (игро-гимнастика, игро-ритмика), эмоционально-волевой тренинг, креативный тренинг.
Краткая характеристика:
1. Музицирование - выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.
1.1. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с
возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры с голосовым аппаратом, звукоподражательные игры с пением, фонопедические
упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.
1.2. Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах
и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел
включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знака м,
партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.
2. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают
дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов,
драматизаций. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений, к
тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической
11

интерпретации произведений.
2.1. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного
напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые руками, а также с использованием различных предметов в образноигровой форме.
Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковы е игры и
упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательн ую
игру.
2.2. Дыхательно-артикуляторный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой
для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала
изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на
дирижерский жест и образец педагога.
2.3. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной
выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запомина ния.
Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и реч евого
слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
3. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих
свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе, подвижные). Осознание возможностей своего
тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно пере живать
музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения.
3.1. Игро-гимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, а также включает
необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.
3.2. Игро-ритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается
характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении
ритмических комплексов используются звуковые жесты тела (хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопывания). Временная организаци я игр и
упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки,
трещотки, камешки, ракушки, «радуги», кубики.
4. Эмоционально-волевой тренинг. Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное
выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия).
Являясь недирективным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен, в первую очередь, на развитие сенситивных
способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки, путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельност ь.

12

Успешность выполнения игровых заданий позволяет ребенку преодолевать комплекс неполноценности, которым страдает большинство наших
детей. Основные признаки комплекса неполноценности:
- страх и неуверенность;
- чрезмерная застенчивость и сверхчувствительность;
- зависимость и замкнутость;
- эмоциональная инфантильность.
Для коррекции «внутреннего образа», исправления ошибочного представления о себе подобраны такие упражнения, при выполнении
которых ребенок не боится выражать любые свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и взаимодействует с коллективом.
Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики,
пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение
и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная
и регулирующая функции речи.
5. Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою
деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно–образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь
на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В раздел включены задания на замещение
предметов, создание музыкальных-речевых сказок при помощи звучащих жестов, графических рисунков, выразительных двигательных,
вокальных и инструментальных импровизаций. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и
животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной
коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка.
2.5. Структура занятия по логопедической ритмике.
В занятии выделяются 3 части: подготовительная, основная и заключительная. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно
взаимосвязаны друг с другом.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм
ребенка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: приветствие (обязательный настрой на занятие), комплекс
общеразвивающих двигательных упражнений под музыку (различные виды ходьбы и бега, логоритмические танцевальные разминки и
гимнастики).
Основная часть занимает 70-80% общего времени. В этой части решаются все основные задачи. Идет основная работа над разучиванием
нового материала: разучивание четверостиший, сопровождаемых звучащими жестами; мимические упражнения; упражнения, формирующие
чувство музыкального ритма, темпа, слухового внимания; пальчиковые игры; игры с музыкальными и шумовыми инструментами; игровой
массаж; активная и пассивная музыкотерапия.
Заключительная часть занятия длится 3-5% общего времени. Здесь используются музыкально-подвижные или коммуникативные игры;
упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения, ритуал завершения занятия.

13

2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников

Для сотрудничества с семьей выбраны следующие формы работы:
- оформление наглядной агитации для родителей;
- проведение бесед, консультаций;
- совместное творчество родителей и детей.
Направления деятельности по работе с семьей:
- открытые показы с целью демонстрации родителям достижений их детей;
- проведение для родителей мастер-классов (показ упражнений и движений для разучивания с детьми);
- видео-трансляция открытого показа с целью демонстрации родителям достижений их детей.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся согласно расписания занятий, календарного учебного графика и учебного плана.
Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на
реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр).
Организация совместной деятельности осуществляется с группой детей по 10-13 человек, 2 раза в неделю, во вторую половину дня 8 раз в
месяц, согласно расписания занятий, календарного учебного графика и учебного плана.
Длительность занятий: младшая группа (возрастная категория детей от 3 до 4 лет) – 15 минут, средняя группа (возрастная категория
детей от 4 до 5 лет) – 20 минут, старшая группа (возрастная категория детей от 5 до 7 лет) – 25-30 минут.
3.1. Материально – техническое обеспечение
Тип оборудования
Технические средства обучения
Оборудование

Иллюстративно – наглядный
материал

Наименование
Музыкальный центр – 1; Аудиотека
Атрибуты для игровых и танцевальных упражнений, музыкальные инструменты (металлофон,
раздельный металлофон, шейкеры, клавесы, колокольчики диатонические, бубны, маракасы).
Гимнастические предметы: обручи, гимнастические палки, коврики.
По каждой теме

3.2. Кадровые условия
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю программы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика».

14

Педагог дошкольного образовательного учреждения, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области, соответствующей профилю Программы.
3.3. Оценочный материал.
МОНИТОРИНГ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Мониторинг проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения
ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты мониторинга учитываются при
составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы
проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии:
Восприятие и воспроизведение ритма.
1- й элемент: - - .. 2- й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …
4-й элемент: … По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Оценка от 0 до 4 баллов.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
15

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений. Наблюдая за детьми, учитывать:
- точность движений,
- темп движений,
- координацию движений,
- переключение от одного движения к другому.
Оценка от 0 до 4 баллов.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. (Детям предлагается показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка)

2. Темп движений. (Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин»)
3. Синхронность движений правой и левой руки. (Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим»)
4. Переключение от одного движения к другому.
«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).
По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
Определить качественные характеристики мелкой моторики каждого ребенка.Оценка состояния мелкой моторики от 0 до 4 баллов. Результаты
заносятся в сводную таблицу:
Результаты мониторинга неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах):
№
п/п

ФИ ребенка

Восприятие и
воспроизведение ритма
начало уч.
конец уч.
года
года

Ориентирование в
пространстве
начало уч.
конец уч.
года
года

Состояние общей моторики
начало уч.
года

конец уч.
года

Состояние мелкой
моторики
начало уч.
конец уч.
года
года

3.1. Перечень литературных источников
16

1. Тютюнникова Т.Э. «Звучащие жесты. Музыка моего тела. Вездесущий ритм». Москва, 2004.
2. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. – СПб.: Композитор, 2005.
3. Бодраченко И. «Музыкальные игры в детском саду». Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2009.
4. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-7 лет». Творческий центр СФЕРА. Москва, 2010.
5. Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. Сборник танцевально-игровых композиций «Ку-ко-ша» 2011, 2013.
6. Бурак Е. Игры и песенки для малышей. СПб.: Питер, 2015
7. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. «Песенки, распевки, музыкальные упражнения для дошкольников». СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2017. (Методический комплект программы Нищевой Н.В.)
8. Логачевская А. Семинар по теме: «Раннее музыкальное развитие: детский игровой фольклор». Санкт-Петербург, 2019.
9. Татаркина Л. «Логоритмика. Запуск речи через пение и движение для детей от двух лет». Ростов-на-Дону «Феникс», 2021.
10. Федорова М. «Зимние сказочки-игралочки», «Весенние сказочки-игралочки». Москва, 2022.

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Краткая презентация дополнительной программы
Направленность, в рамках которой реализуется образовательная программа: художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей: 3-7 лет.
Самостоятельно разработанная программа по логоритмике для детей дошкольного возраста содержит соответствующий материал,
отвечающий общецелевым требованиям. Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на создание условий д ля
гармоничного психического, духовного и физического развития, укрепление здоровья, раскрытие двигательных способностей детей.
Реализация данной программы не только способствует нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, но и помогает
снять зажатость, развить общительность, тренирует подвижность нервных процессов, способствует улучшению памяти и внимания, ак тивирует
кору головного мозга (стимулирует формирование новых нейронных связей), гармонизирует (слишком возбужденные дети становятся спокойнее,
а излишне медлительные – активнее), помогает раскрыться ребенку.
Программа имеет необходимую для работы организационно – педагогическую основу обучения и содержит богатый базовый материал, в
полной мере соответствующий максимальной нагрузки для детей. В содержании программы чётко отражена логика поэтапного освоения детьми
творческой дисциплины, подкреплённой грамотной характеристикой основных технологий проведения занятий. Предложенный в програм ме
материал выстроен с учётом основных принципов её создания, отражающий связь теории с практикой, доступность, научность предполагающих
17

многомерность в достижении прогнозируемых результатов. Не менее самоценным в данной программной разработке является лаконично сть в
формулировании и доступность в изложении специфического материала.
Ведущая концептуальная идея программы – раскрытие и развитие природных задатков и творческого потенциала ребенка.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, и способствует:
- стимулированию познавательных процессов;
- развитию коммуникативных навыков;
- развитию творческих способностей у каждого ребёнка;
- поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
- творческому использованию жизненного опыта детей.
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
- организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных форм занятий: групповые, подгрупповые,
индивидуальные, репетиционные;
- создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в концертной деятельности;
- создание информационной среды различными средствами (беседы, игры).
Содержание программы носит практический характер. Соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей раннего,
младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия посещают дети 3-7 лет.
Занятия проводятся два раза в неделю, 8 занятий в месяц.
Длительность занятий соответствует требованиям СанПиН, 15-30 минут.
Количество детей в группе составляет 10-13 человек.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».